Занятие 2. Интерфейс пользователя

(поделиться сведениями)

Интерфейс и его элементы

Интерфейс пользователя — это средства программы, с помощью которых пользователь может с ней взаимодействовать. С одной стороны, пользователь воздействует на программу, заставляя её выполнить какое-то действие, а с другой — программа сообщает пользователю о результате действия и своём состоянии.

Среда ГРИС Букашка имеет пять основных элементов интерфейса (рис. 2.1).

Элементы интерфейса
Рис. 2.1. Основные элементы интерфейса ГРИС Букашка.
  1. Строка-информатор текущего режима работы. Среда ГРИС Букашка может работать в трёх режимах: непосредственного выполнения команд, программирования исполнителя и выполнения программы. В первом режиме исполнителю можно подавать команды, изменяющие его состояние или состояние рабочего поля (шаг, прыжок, поворот), а исполнитель сразу будет их выполнять. Во втором режиме можно набирать программу для исполнителя — записывать последовательность команд, которую исполнитель будет запоминать. В третьем режиме можно заставить исполнителя выполнить команды, которые он запомнил при составлении программы во втором режиме. Для того, чтобы в любой момент времени можно было быстро определить, в каком режиме находится среда ГРИС, номер и название текущего режима отображаются в строке-информаторе.
  2. Строка меню. Меню — это перечень возможных действий. Чтобы выполнить действие, надо выбрать один из пунктов меню. В строке меню возможные действия обозначены словами, размещёнными по горизонтали. Для выбора пункта меню (и выполнения соответствующего ему действия) надо щёлкнуть левой кнопкой мыши по соответствующему слову или, если удобнее использовать клавиатуру, нажать клавишу, обозначение которой отображается перед словом (<F1>, <F2>, … <TAB> или <ESC>). Например, пункт смены режима размещён последним в строке меню и имеет разные названия в зависимости от того, на какой режим произойдёт переключение после его выбора: программирование, выполнение или командование. В то же время, из любого режима можно переключиться на следующий с помощью клавиши <TAB>. Остальные пункты меню будут рассмотрены по мере знакомства с ГРИС на следующих занятиях.
  3. Редактор текста программы. Большая прямоугольная область в левой части окна ГРИС — это область редактора текста программы. Текст программы можно изменять только в режиме №2 Программирование. В остальных режимах он просто отображается в этой области. В режиме выполнения программы строка с командой, которая выполняется в данный момент, выделяется цветом, что позволяет одновременно следить за выполнением программы и действиями исполнителя.
  4. Рабочее поле исполнителя. Большая прямоугольная область в правой части окна ГРИС — это область рабочего поля исполнителя. Она расчерчена линиями на 15 клеток по горизонтали и 19 клеток по вертикали. Исполнитель может перемещаться по рабочему полю и рисовать на нём, закрашивая стороны клеток, по которым он проходит. Если, выполняя очередную команду, исполнитель пытается выйти за пределы рабочего поля, то возникает аварийная ситуация. В этом случае можно восстановить исходное состояние рабочего поля и исполнителя с помощью пункта меню ESCсброс.
  5. Область сообщений. В нижней части окна ГРИС находится прямоугольная область, в которой среда ГРИС выводит сообщения о текущем состоянии, результате выполнения программы или возникшей аварийной ситуации.